Translate

воскресенье, 14 сентября 2008 г.

Павел Гутионтов: Война и мир. Россия и Грузия

domjour.ru: Война и мир

Павел Гутионтов, секретарь Союза журналистов России, на страницах газеты «Деловой вторник» делится своими суждениями о конфликте России и Грузии.

На днях, выступая в Госдуме, Жириновский радостно сообщил, что «8 августа началась новая история». И добавил, что «не надо блеять как овцы, надо рычать как львы».

Да… Блеять ли, рычать ли… А по-человечески говорить не пробовали? Или разучились? Слова забыли?

Корреспондентка большой московской газеты, только что побывавшая в Батуми, возмущена тем, что на батумских улицах ей перестали улыбаться и радостно ее приветствовать. Полагает это результатом разнузданной антироссийской пропаганды, винит Саакашвили. Впрочем, тут же сама пишет, что, когда в аэропорту ей не давали визы, кто-то из тех, к кому она прилетала, позвонил лично президенту и тот дал команду – пустить. Делается вывод: Грузия маленькая страна, все всех знают, отношения простые, патриархальные. Это тоже, считает корреспондентка, плохо.

То ли дело у нас. Вспоминаю сразу историю с другой журналисткой, Наталией Морарь, которую, наоборот, из московского аэропорта никуда не выпустили, хоть между Россией и Молдавией никакой войны, слава богу, не было. Наверное, потому что мы – страна большая, хорошо организованная и до президента кто попало дозвониться не сможет. Да и президент наш все равно не стал бы вмешиваться – потому что есть один на всех Закон, согласно которому не пустить журналиста в Россию (без объяснения причин) очень даже правильно. И вообще, Россия – не какая-то там Грузия, от России просто неприлично требовать того, что сами требуем от крохотной соседки. И в вопросах въездных виз, и во всем остальном тоже. То, что, знаете ли, вполне естественно для великой державы, для маленькой, едва заметной на карте, - непростительная наглость. И потому одни и те же действия в одном случае именуются, скажем, наведением конституционного порядка, а в другом – геноцидом в отношении мирного населения. За что их президента надо немедленно повязать смирительной рубашкой, а нашего восславить как выдающегося национального лидера.

Что же до улыбок на батумских улицах… Боюсь, надо привыкать к тому, что на какое-то время с улыбками в наш адрес на здешних улицах придется забыть, это неминуемые издержки того, что произошло, и никакой Саакашвили здесь ни при чем.. За улыбками (и это жесткая реальность) нам в командировки надо теперь ездить куда-нибудь в другое место.

Кстати, - куда? В Иран, на Кубу, в Северную Корею, Белоруссию, Венесуэлу, Ливию?.. Да, чуть не забыл, в Никарагуа.

В остальных уголках планеты в наш адрес кривятся. И огромным успехом нашей дипломатии уже считается то, что никаких санкций по отношению к нам пока не вводят, ниоткуда не исключают. Говорят, что здесь виноват «вашингтонский обком» и все та же разнузданная антироссийская пропаганда. Никому ведь не нравится, что Россия наконец поднимается с колен и не дает плевать себе в лицо.

Объяснение, конечно, исчерпывающее, не поспоришь. Но, согласитесь, это ведь тоже надо постараться – чтобы за какие-то несколько лет объединить против себя едва ли не всю планету. Нас настойчиво убеждают, что и «без них» мы прекрасно обойдемся, у нас, как любит говорить Пал Палыч Бородин, «все есть», а у них только пиво да сосиски. Только не переоцениваем ли мы свою самодостаточность? Не напрасно ли столь явно демонстрируем презрение к тем, кому не так повезло с полезными ископаемыми? Кстати, резкое падение цен на нефть, которое сейчас происходит, какие перспективы перед нами открывает это печальное для российской экономики обстоятельство? Мы все бьем в военные барабаны, разговариваем с другими через губу, гордимся собой что есть силы, а что скажем, когда баррель подешевеет еще на пару десятков долларов? На что будем покупать за границей детали для сборки своих самолетов? И все остальное, что тоже покупаем, ибо сами производить так и не научились, не барское это дело… А Стабфонд улетит – не заметишь…

Кстати, очевидцы в один голос утверждают, что наша армия-победительница, так долго готовившаяся к только что состоявшемуся освободительному походу, начала его с раздрызганной старой техникой, постоянно ломавшейся и выходившей из строя. Простите, а куда в таком случае ушли в десятки раз увеличившиеся за последние годы средства оборонного бюджета? Почему только на вооружение Малайзии, Индии, Сирии и других стран-партнеров? Мы, конечно же, еще и еще увеличим расходы на армию, нам не привыкать, пора, пора вспомнить, что живем в осажденной крепости, но где гарантия, что и новые деньги не окажутся там, куда попали старые? А если новых денег не будет вообще?

В заголовок этих заметок я вынес название великого романа, так как оно писалось по правилам старой орфографии. Когда слова «мир» - состояние без войны, и «мiр» - в смысле «весь свет, род человеческий» изображались по-разному. И Толстой на этом специально заострял внимание читателя.

Вот и сейчас хорошо бы иногда вспоминать о том, что «весь свет, род человеческий» все-таки существуют, и обязанности перед ними – тоже. В том числе и не приятные.

В трагедии разворачивающейся на фоне Кавказских гор я бы не решился назвать однозначно правых и виноватых. Но так или иначе, все ли моя Россия сделала для того, чтобы эта трагедия НЕ ПРОИЗОШЛА? Ни обстрел грузинами города Цхинвали, ни наш на него ответ, ни бомбардировки грузинских городов, ни та изоляция, в которой мы сейчас оказались, ни те последствия, которые будем расхлебывать? В этом – не только чисто теоретический интерес, материал для будущих историков, в этом – урок на самое ближайшее будущее: насколько избранная нами власть способна адекватно реагировать на внешние и внутренние вызовы и отвечать на них, соразмеряя цели и средства. Да, грузины сами сделали все, чтобы навсегда потерять и Абхазию, и Южную Осетию (не забыть бы выдающуюся роль в этом их первого президента Гамсахурдиа), но мы-то, мы-то? Не бензином ли старательно тушили разгоравшийся на границах пожар? Не подталкивали ли старательно своих друзей к решительным шагам, не демонстрировали ли им свою полную поддержку даже в случаях, когда правота их была более чем сомнительной? А также свою откровенную враждебность к одной из сторон конфликта, в котором претендовали на роль посредников и миротворцев?

Так вот, о целях.

«Национальные интересы» России в том, чтобы Грузия оставалась раздробленной, слабой, неспособной проводить активную антироссийскую политику. «Национальные интересы» России в том, чтобы все до единого абхазы и южноосетинцы получили российское гражданство, и тогда убийство любого гражданина России грузинским спецназом станет равнозначным объявлению войны, и на рейде Поти всплывет русская подводная лодка. «Национальные интересы» России в том, чтобы максимально ослабить антирусскую группировку в Кремле, в Федеральном собрании, в средствах массовой информации. И, наконец, «национальные интересы» России в том, чтобы не подрывать исторические, братские отношения грузин и русских, на любой дипломатической встрече с обезумевшими грузинскими сепаратистами предъявлять им пакт о добровольном вхождении Грузии в состав России на вечные времена…»

Перечитайте еще раз. Текст того стоит. Это написал ровно четыре года назад глубокий русский мыслитель и патриот Александр Проханов в редактируемой им газете. И чем это, скажите на милость, отличается от того, в чем нас сейчас обвиняют наши враги и недоброжелатели? Или мы, и правда, не навыдавали российских паспортов гражданам соседнего государства – только для того, чтобы иметь возможность сослаться на свою святую обязанность защищать соотечественников? Или на рейде Поти «наша подводная лодка» не всплыла – как результат всей предшествующей политики?

Ну и конечно же, наводить порядок у соседей сподручнее, нежели подметать у себя. У нас сейчас обсуждают, когда именно примем мы в состав России независимые Абхазию и Южную Осетию, а у самих совсем рядом, в Ингушетии, что творится? И смирительных рубашек здесь ни на кого не надеваем. Потому что смирительные рубашки у нас только на экспорт.

Павел Гутионтов

Комментариев нет:

Отправить комментарий